17 марта отмечается юбилей двух важных исторических событий: 30 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся референдум о сохранении СССР, а 25 лет назад, 15 марта 1996 года, Государственная Дума по инициативе КПРФ, опираясь на результаты референдума, денонсировала Беловежские соглашения. |
1991 год был последним годом существования Советского Союза, в стране вовсю шли центробежные процессы, косвенно (а иногда и прямо) поддерживавшиеся руководством страны во главе с Михаилом Горбачевым. Тем не менее, даже Михаил Сергеевич не хотел окончательного распада СССР. Половинчатость, в частности, проявилась и во внесении на рассмотрение Верховного Совета постановления, которое определило логику будущего референдума: сохранение Советского Союза как «федерации равноправных суверенных республик».
К этому времени большинство республик, включая Россию, уже приняли свои «декларации о суверенитете». Более того, в Прибалтике, Закавказье, Молдавии к власти пришли радикальные националисты, отрицавшие всякую возможность федеративных отношений. Поэтому в 6 республиках из 15 референдум официально объявлен не был, тем не менее, там создавались инициативные группы – 17 марта 1991 года даже там в референдуме приняло участие более 2 миллионов человек, подавляющее большинство выступило «за».
В целом в референдуме приняло участие 79,5% советских граждан, имеющих право голоса, из них 76,43% высказались «за» сохранение Советского Союза. Единственным крупным городом, демонстративно проголосовавшим «против» был Свердловск, родина Бориса Ельцина – человека, сыгравшего не последнюю роль в центробежных событиях последнего года советской истории. В ходе того же референдума большинство населения РСФСР высказалось за введение поста президента республики – Ельцин одержал еще одну победу в противостоянии с Горбачевым.
Тем не менее, Верховный Совет СССР принял постановление по итогам референдума, обязывающее руководство Союза и республик руководствоваться его решением, имеющим «обязательную силу на всей территории СССР». Но по прошествии времени следует признать, что Горбачев и его команда не воспользовались желанием большинства населения страны жить в одном государстве, высказанном на референдуме 17 марта – был сделан разворот в сторону «обновления» Советского Союза, связанного с уступками национальным элитам. Сила, выступавшая за единство СССР, к августу 1991 года так и не сложилась, а без нее результаты референдума были проигнорированы теми, кто растаскивал Союз по национальным «квартирам».
— Главная трагедия нашей страны заключалась в том, что мнение людей для власть предержащих ничего не стоило. Несмотря на то, что абсолютное большинство граждан нашей страны проголосовали за сохранение Советского Союза, те силы, которые пришли к власти после августа 1991 года, наплевали на это мнение. Об этом необходимо помнить, вердикт населения был однозначен, но с ним считаться не стали.